Обо мне

Моя фотография
Москва, Russia
Добро пожаловать в мой блог!:)) Здесь я буду делиться с вами тем, что мне интересно. А интересует меня многое)) Моё самое любимое занятие - вышивка крестом, также нравится шить и вязать. Изучаю историю Великой Отечественной Войны. А ещё я с большим удовольствием занимаюсь коллекционированием кукол: современных и антикварных. Очень люблю шить для них наряды:)) Если у вас возникнут какие-нибудь вопросы, напишите мне по адресу LaCasalinga@mail.ru и я обязательно отвечу. Спасибо, что заходите:))

четверг, 9 октября 2014 г.

БАРТРАМ Николай Дмитриевич

Вы можете себе представить, чтобы в послереволюционной голодной и холодной Москве человек, экономя даже на собственном питании, создавал Музей игрушки? Звали этого энтузиаста, пытавшегося на деле доказать, что все лучшее должно принадлежать детям, Николай Дмитриевич Бартрам. К этому времени он уже был известным художником, историком декоративно-прикладного искусства, автором нескольких книг. А коллекционирование игрушек, предметов прикладного искусства и народного быта превратилось для него из увлечения в дело всей жизни. Именно благодаря ему мы теперь можем увидеть, какими игрушками развлекались дети и 100, и 300, и 500 лет назад...
 

Бартрам Николай Дмитриевич (1873 -1931) - художник, искусствовед, коллекционер, основатель первого в России Музея игрушки. Николай Дмитриевич родился в семье художника-акварелиста Дмитрия Эрнестовича Бартрама 24 августа 1873 г. в небольшой деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии. В детстве Николай любил сидеть в мастерской, наблюдая, как под резцом в руках отца рождаются новые деревянные игрушки. Он и сам рано научился владеть столярными инструментами и неплохо рисовать.
 
Учился Николай дома, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но из-за слабого здоровья смог проучиться в нем только два года. В 1891 году пришлось вернуться в родную усадьбу. Постепенно окрепнув в 1893 году, чтобы не сидеть без дела, он создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства. Этой мастерской он руководил десять лет, поддерживая и развивая народные художественные промыслы, готовя мастеров декоративно-прикладного искусства.
 
В этот период Николай познакомился с почетным академиком Петербургской Академии наук Иваном Егоровичем Забелиным, руководителем Российского Исторического музея, оказавшим на него большое влияние.

В своей мастерской Николай стал воссоздавать не только народные предметы бытового назначения, но и старинные детские игрушки. Он стал изучать их историю и особенности производства, начал собирать коллекцию игрушек, а вместе с ними и разнообразные предметы российской старины.

Поиск игрушек и предметов народного быта захватил Николая, он стал с увлечением ездить по России, посещать центры кустарных промыслов. Коллекция быстро пополнялась, в ней появились и старинные крестьянские одежды из различных губерний России, и изделия гончаров - от примитивных глиняных свистулек до поливных статуэток, и пряничные доски. Но с особым интересом сказывались увлечения детства - он собирал деревянные резные игрушки. Вскоре его коллекция игрушек стала лучшей в России.
 
Бартрама заинтересовала и промышленность, занимающаяся изготовлением игрушек. Чтобы лучше познакомиться с ней, он совершил в 1900-1903 годах несколько длительных поездок заграницу. Николай побывал во Франции, Швейцарии, Германии.
В 1904 году Н.Д. Бартрам окончательно перебрался в Москву. Его дом быстро превратился в своеобразный музей.


Николай Дмитриевич и службу нашел в Москве родственную своим увлечениям. Преподавал в Учебных мастерских кустарного дела. В 1907-17 годах служил в Кустарно-промышленном музее московского губернского земства (ныне Музей народного искусства), где основал и возглавил отдел образцов. У Николая Дмитриевича появилось новое увлечение - архитектурная игрушка. По рисункам, гравюрам, чертежам и собственным замерам исторических построек в мастерской стали изготавливать игрушки-макеты, воспроизводившие старинные здания, соборы, крепостные башни и даже небольшие уголки старой Москвы.

 
Подвижническая деятельность Бартрама вызвала широкий общественный интерес. Интересно, что кроме игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства Николай Дмитриевич собрал прекрасную коллекцию детской мебели, посуды, школьных принадлежностей и учебников, детских книг и альбомов. Особый интерес и немалую ценность представляло его собрание детских портретов кисти российских и зарубежных художников XVIII-XIX веков. Востоковедов же удивляла полнота и разнообразие его коллекции нэцкэ - японской миниатюрной скульптуры.
 
Бартрам давно вынашивал идею создания специального музея игрушки.

И такой музей был создан в 1918 г. в Москве. Первоначально он занимал несколько комнат в особнячке на Смоленском бульваре (до наших дней это здание не сохранилось). Музей быстро пополнялся, игрушки поступали из старых дворянских усадеб и царских резиденций, национализированных фабрик и магазинов, реквизируемых квартир «врагов революции» и от простых граждан. Места стало катастрофически не хватать, и в 1924 году Музею игрушки выделили один из красивейших московских особняков - бывшую усадьбу Хрущевых-Селезневых, что на Пречистенке (в наше время в ней размещается Государственный музей А.С. Пушкина).

Музей пользовался большой популярностью, по посещаемости его превосходила только Третьяковка. Это был настоящий мир детства, игрушки здесь можно было трогать и брать в руки. Музеем Бартрам руководил до самой смерти. В музей он безвозмездно передал и большую часть своей коллекции.
 
Скончался Николай Дмитриевич Бартрам 16 июля 1931 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. А созданный им Музей игрушки жив и поныне в Сергиевом Посаде.
 
Фрагмент фильма "Приключения Болвашки", снятого в 1927 году
с участием Николая Бартрама.



 МУЗЕЙ ИГРУШКИ В СЕРГИЕВОМ ПОСАДЕ
 
 
Музей игрушки РАО располагается в Сергиевом Посаде (до 1991г. - Загорск) с 1931 г.
 
Бартрам Николай Дмитриевич начал собирать свою коллекцию в начале 1910-х. Первоначально Музей игрушки начал формироваться ещё в квартире самого художника и коллекционера на Садовом кольце (Зубовский бульвар, дом 15, квартира 13 — адрес Н. Д. Бартрама на его визитной карточке). Основан же музей был в 1918 году там же на Садовом кольце, но уже на Смоленском бульваре, в доме № 8.
 
Музей игрушки был открыт для публики 17 октября 1918 г. в доме № 8 по Смоленскому бульвару. Одноэтажный с мезонином особняк, благодаря идее размещения в нём музея, был сохранён. До революции он принадлежал вдове крупнейшего химика-технолога, управляющего несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётного гражданина Москвы, члена Государственного Совета Михаила Л. Лосева, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, ставшей второй супругой художника. Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя.
 
Официально основанный 17 октября 1918 года музей всё же был открыт для посетителей только в 1921 году, а через три года, в 1925 году переехал в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых, дом 12/2. Сегодня это здание занимает Литературный музей А. С. Пушкина. Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов и 600 квадратных метров, занятых под экспозиции.
 
Широкий охват детского быта позволил Музею игрушки участвовать на многих выставках. В марте-апреле 1922 года он открыл свою выставочную деятельность, приняв участие на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, устроенной Академией художественных наук в её Научно-показательном отделе. Осенью 1925 года и зимой 1926 года в стенах музея были организованы просмотры всех кукольных театров Москвы, а в марте-апреле следующего 1927 года работала выставка кукольных театров, во время которой проходили кукольные спектакли. В мастерской при музее продолжили свою деятельность курсы художественной игрушки, ежегодно готовившие 300 мастеров-специалистов этого вида художественного творчества.
 
Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея. Во главе Музея игрушки Н. Д. Бартрам оставался до самой своей смерти в 1931 году.
 
В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск. С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом. Располагается музей в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив - Троице-Сергиева лавра. Этот краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, и сегодня, без преувеличения, является важной городской достопримечательностью.













































 












 

Комментариев нет:

Отправить комментарий